История Израиля

Адам
Первый человек

Адам (ивр. ‏אָדָם‏‎, букв. человек; однокоренное со словами ‏אדמה‏‎ (адама) — земля и ‏אדום‏‎ (адом) — красный; греч. Ἀδάμ, араб. آدم‎) — первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла.

Википедия →

Ной
Ноев ковчег, Ноев Завет

Родословная:
АдамКаин, Авель, Сиф → Енос → Каинан → Малелеил → Иаред → Енох → Мафусал → Ламех →  Ной

Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида. По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским, где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет.

Википедия →

Авраам
2114—1939 до н. э.
Родоначальник еврейского народа и «отец множества племён»

Родословная:
Ной → Сим → Арфаксад → Сала → Евер → Фалек → Рагав → Серух → Нахар →  Фарра →  Авраам

Аврам (אַבְרָם), родился в шумерском городе Ур, одном из древнейших и важнейших городов южной Древней Месопотамии. Там он женился на своей единокровной сестре Саре, которой позже Бог дал имя Сарра. Отец Аврама (Фарра) покинул Ур и направился в Ханаан.

✓ Сара была бесплодна, и  отдала мужу свою рабыню — египтянку Агарь, которая родила Исмаила. Мусульмане считают Исмаила прародителем части арабского этноса.

✓ Через 13 лет Бог  переименовал его в Авраама и пообещал, — что тот станет отцом множества потомков (и народов), что от него произойдут цари, и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и будет им Богом.
Бог завещал делать обрезание и что Сарра родит Аврааму сына — Исаака.

✓ Аврааму было 100 лет, когда родился Исаак.

✓ Исмаил насмехался над Исааком. Сарра сказала Аврааму выгнать рабыню вместе с сыном. Бог подтвердил слова Сарры. И Авраам дал Агари хлеб и мех воды и отпустил её вместе с Исмаилом.

✓ В глубокой старости Авраам женился на Хеттуре, родившей ему ещё несколько детей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Все они, как и Измаил — сделались родоначальниками разных арабских племён.

Википедия →

Моисей
XIV—XIII век до н. э.
Основоположник иудаизма

Предыстория:

Авраам → Исаак — единственный сын Авраама от Сарры. Исаак (יִצְחָק ицхак букв. «будет смеяться») —  второй из патриархов Израиля. Отец Исава и Иакова, через последнего — прародитель двенадцати колен израилевых.

Исаак → Иаков. Отец 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых.

Иаков → Иосиф. За 20 серебрянников брат Иуда продал его в Египет, где после темницы он стал министром. В последствии перевез семью в Египет. 

Иаков → Левий → Йохаведа → Моисей

✓ Мать Моисея спрятала его (от людей фараона) в корзинке и пустила её по Нилу. Его обнаружила дочь фараона и усыновила.

✓ Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь к нему обратился Бог, и повелел вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян.

✓ После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта (Исход) через Чермное море, после чего (через 7 недель) они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей. После годичной стоянки, народ (более 2 млн), двинулся к Земле Обетованной (Ханаану). Народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что он возроптал на Бога. 

✓ Через 40 лет уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана. Там на вершине горы Нево Моисей назначил своим преемником Иисуса Навина, и скончался, так и не вступив в Землю Обетованную.

Википедия →

Эпоха судей
(1445 год до н. э. — 1045 год до н. э.)
Завоевание Ханаана и Эпоха судей

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э. / 14 лет)
Став во главе народа, Иисус Навин повёл наступательную войну. Завоевание исполнено было в семь лет. Земля разделена была между двенадцатью племенами (по числу родоначальников), с выделением тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Иисус Навин успешно атаковал город Иерихон в земле Ханаан. Жители города были истреблены. Хананеи поклонялись Ваалу (Баал) и его супруге Астарте. Символ Баала - гексаграмма.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э. / ~ 300 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без  вождя и распался на двенадцать самостоятельных республик. Народ стал быстро подчиняться влиянию ханаанского населения и увлекаться идолопоклонством. 
От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон.

Последний и знаменитый судья - Самуил. При нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Он помазал на царство Саула, из колена Вениаминова. Саул одержал ряд побед, но власть вскружила ему голову. Чтобы пресечь этот царственный род, преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Царство Давида
XI век до н. э. — 932—928 годы до н. э.
Израильское царство, Давид, Соломон

Давид (ивр. ‏דָּוִד‏‎ — «возлюбленный») — второй царь народа Израиля. С него начинается быстрый расцвет Объединенного Царства. К концу царствования вследствие введенного многоженства начались смуты, и престол перешел к сыну самой любимой его жены, к Соломону (около 1020 г. до н. э.). 

Соломон (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо) — третий правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.


После смерти Соломона, при его преемнике (сыне), неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства.

Период разделённых царств
(978—722 до н. э.)
Основание Иудейского царства

Иудейское царство и Северное царство

С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца.

Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

Вавилонское пленение
(586—537 до н. э.)
Вавилонский плен,

Вавилонский царь Навуходоносор II Иерусалим, разрушил храм Яхве (Первый Храм) и увел цвет населения в Вавилон.

В Вавилонию вторгся персидский царь Кир II - он разрешил евреям вернуться на родину. Часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрожден религиозный центр в Иерусалиме.

Эпоха Второго Храма
(VI в. до н. э. — I в. н. э.)
Иудея под персидским владычеством (537—332 до н. э.)

С падением Нововавилонского царства (539) и возникновением Персидской империи,  часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору, которая охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Античный период
(332—167 до н. э.)
Иудея под греческим владычеством

После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Хасмонейское царство
(140—37 до н. э.)
Хасмонейское царство

С переходом евреев под сирийское владычество начались жестокие гонения на еврейский культ. В целях самообороны среди евреев возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев.
Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164—37) со столицей в Иерусалиме.

В 63 г. до н. э. вспыхнула распря, в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей, взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирия.

Римский период
(37 до н. э. — 66)
Царь Ирод I, Иудея под властью Рима

Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 до н. э.). Ирод умер в 4 году до н. э. Иудея присоединена к провинции Сирия и подчинена римскому прокуратору.

Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, стал (с 37 по 44 годы), по милости римского императора Калигулы, царём Иудеи.

В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему древнему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах.

В 66 году разразилось восстание против римлян (Первая Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.

Период Мишны и Талмуда
(I—VII вв.)
Разрушение Иерусалима, Палестина

Политика Римской империи («божественная» власть императора) привела к восстаниям еврейского народа против Рима (Иудейские войны, I—II вв. н. э.). В результате Второй Храм был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина».

Национальная трагедия побудила еврейский мир внутренне перестроиться, а еврейское руководство учредило автономную судебную и образовательную систему. После разрушения Храма, главная масса евреев ушла в Месопотамию, где в течение восьми веков находился их духовный и интеллектуальный центр. 

Одновременно обширные потоки еврейской эмиграции направились в Египет, вдоль африканского побережья до Марокко. Другой эмиграционный поток шёл на Балканский полуостров, вдоль всего Чёрного моря (Крым), отсюда доходил по Днепру до Киева. Обширные еврейские колонии возникли также в Риме, в северной Италии, южной Франции и в прирейнских городах.

Раннее средневековье
(VI—IX века)
Формирование основных институтов общинного самоуправления

С VII века н. э. положение евреев усложнилось. Еврейские общины в диаспоре оказались между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Евреи должны были выработать новые формы социальной организации. Такой формой стала средневековая община. 

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания (638).

В Месопотамии при багдадских халифах и в Испании при владычестве мавров евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.

 

Высокое и позднее средневековье
(X—XV века)
Высокое и позднее средневековье

В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в ислам мусульманскими фанатиками альмохадами.

Изгнания привели к рассеянию еврейского народа по всему миру — от Северной Африки и Османской империи до Америки, и сопровождались усилением изоляции.

Крестовые походы (1096—1215)
Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 год). С этих пор до конца XVIII века евреи в Западной Европе периодически подвергались гонениям. Короли, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев, отбирали у них имущество и призывали их назад, давали наживать состояния, чтобы вновь всё отобрать. 
С XIII века в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви. В 1290 году евреи были изгнаны из Англии, в 1394 году — из Франции. В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Золотой век еврейства в Испании (VIII—XII века)
Начиная с 750 по 1100 годы длился золотой век ислама и испанского еврейства. Евреи-торговцы говорили на многих языках и поэтому использовались правителями не только Испании, но других стран, для дипломатической работы.
Последний век еврейства в Испании (1391—1492)
В 1391 году 5000 еврейских семей были уничтожены в Севилье; разрушены 23 синагоги. В этот же год — 20 000 евреев сожжены на костре и начинаются жестокие преследования евреев в Испании. Из Испании евреи направились в Нидерланды, Италию, где пользовались покровительством некоторых пап, и в Турцию. В Германии иудеи за уплату особой подати были взяты под защиту императоров.

В Польше, Литве и Руси (XII—XV вв.)
На Юге и Юго-Востоке Руси и в Киеве евреи встречаются с IX—XI веках. В Польше и Литве евреи поселились с XI века. В Польше Евреям были предоставлены разные права и льготы, до конца существования польско-литовского государства.