Недельная глава Шмини

Подпишитесь на нас в

Каждая идея, высказанная Торой, является для человека наставлением и указанием пути. В главе Торы “Шмини” указаны те признаки, по которым человек может отличить кошерное животное от некошерного. Разумеется, эти признаки легли в основу законов кашрута – законов о пище еврея. Но, кроме буквального, эти признаки имеют и духовный смысл. Тора указывает нам два признака: а) чистое животное должно обладать раздвоенными копытами; б) оно должно быть жвачным. Что же означают понятия “копыто” и “жвачка” в душе еврея? Из всех творений, человек – единственное существо, у которого голова всегда выше ног. Конечно, есть и среди животных те, которые ходят “с высоко поднятой головой”, однако им приходится нагибать голову к ногам, чтобы поесть или напиться. А у человека эта особенность сохраняется и тогда, когда он ест или пьет. Дистанция должна быть не только между “головой” и “ногами”, но и между “ногами” и “землей”. Этим изолятором является “копыто” – символизирующее элемент стойкости и твердости в отношениях с материальным миром, умение не обращать внимания на его воздействие. Однако Тора учит, что копыто кошерного животного должно быть расщепленным; это означает, что “хождение по земле” – взаимодействие с земным – должно включать в себя два направления. Об этом сказано в Талмуде: “правая приближает, а левая – отталкивает”. Существуют люди, которые придерживаются лишь принципа “правая приближает”, без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что в целях приближения евреев к Торе стоит внести послабления в принципы иудаизма и даже переделать, не дай Б-г, саму Тору “в соответствии с духом времени”. Но необходимо приближать их к Торе, а не “тащить” к ним Тору, перекраивая ее под них. Качество “отталкивать левой”, проявляющееся в бескомпромиссности, не менее важно, чем свойство “правой приближать”, и в этом как раз заключается “расщепленность копыт надвое”. Однако самого по себе признака “раздвоенного копыта” недостаточно. Необходимо также наличие второго признака – “жвачности”. Каждое действие, которое еврей намеревается совершить, должно быть как следует “разжеванным” – обдуманным. Но и после этого полезно повторно “пережевать ситуацию” – проверить снова и снова, надо ли это делать, и если да, то как мы – евреи – должны поступать в этом случае, согласно Торе, а лишь затем совершить задуманное.

Поделиться статьей:

Facebook
WhatsApp
Telegram

Оставить комментарий:

Читайте также: